Первый BMX в городе: история "динозавра"
из Барановичей

Паша катается на BMХ уже 15 лет, по профессии – сварщик, поэтому организовал себе собственный переносной скейтпарк!

Оставь свои данные и благодаря ним мы узнаем о текущих потребностях райдеров из Беларуси
Шел 2004 год, Паше было 12 лет и он подвернул ногу, когда учился кататься на скейте. Энтузиазм поубавился, но каждый вечер он ждал по телевизору передачу об экстремальных видах спорта. Однажды там показали трюки на ВМХ.

"ВМХ запал мне в душу, велики привлекали с самого детства. А на нем еще можно делать такие красивые трюки! Попросил родителей, чтобы купили. Особо не надеялся, но за спрос ведь не бьют.

В то время многие ездили на заработки в Польшу, и вот родители привезли мне первый велосипед из-за границы. Конечно, по современным меркам очень плохой велосипед, но тогда я был просто счастлив!", - рассказывает Паша.

В Барановичах только начал появляться модемный интернет. Паша пытался искать видеоролики с трюками. Поставит небольшой ролик на три минуты грузиться на ночь – и утром инструкция уже готова.

"Смотрел видео зарубежных райдеров, сидел на российских форумах. Интересное время было, информация добывалась сложно. Распечатывал письменные инструкции к трюкам на листочках и ехал учить движения. Хорошо, что был свой принтер и не надо было идти в фотостудию. Пытался переводить на русский язык информацию с зарубежных форумов", - вспоминает Паша.
Пока другие нюхали клей,
Паша – катался
Тяга к экстриму – семейная. Отец Паши еще в советские времена мечтал о скейтборде: самом простом, даже не для трюков, а чтобы просто по прямой ездить. Но тогда это было невероятно дорого. Зато сейчас он любит кататься на горных лыжах.

"В это время мои одногодки нюхали клей, бензин, наркоманили по-черному. Для меня же наркотиком был велик, после школы сразу ехал кататься. Был такой упорный, что катался даже зимой по снегу, ставил кирпичики и учился через них прыгать. Катался каждый день по часов пять-шесть, все свободное время на это уходило", - рассказывает Паша.

Когда райдер только начитал кататься, ВМХ в Барановичах еще не было и люди даже не знали, что это за такой непонятный велосипед. Поэтому все, кому не лень, тыкали в него пальцем: "Что за детский велосипед, по размеру себе не нашел!?".

"Он выглядит странно, едешь по городу и все с тебя ржут. Может в лет 20 ты начинаешь задумыватьсяя о том, что о тебе скажут окружающие, а я был тогда подростком, мне было плевать. Я смотрел европейский райдеров и мысленно был частью их культуры. Понимал, что мы отстаем, а в Европе это нормально. Они катаются, и я могу кататься, пофиг, что меня здесь не понимают", - говорит Паша.

Одновременно с тем, как Паша начал кататься на ВМХ его друг детства стал осваивать скейтборд, поэтому ребята катались вместе: искали места, смотрели видео, обсуждали трюки. Потом пришел такой дурацкий, как говорит Паша, возраст, когда не просто каждый день катались, а еще и пили пиво и после катались по-хардкору. Сейчас Паша полностью завязал с алкоголем, во-первых, не безопасно, во-вторых – уже просто не прикольно.
Первый официальный скейтпарк в Беларуси
Скейтпарк райдеры из Баранович просили давно, им даже обещали к 2009 году его построить, пришел официальный ответ. Но построили только в 2015, шестью годами позже. Город выиграл тендер на постройку. Для всех это был шок – первый официальный скейтпарк в стране и в каких-то Барановичах! Через неделю после открытия приехали райдеры из Минска и сильно возмущались. Почему так вышло всем до сих пор непонятно, но остальные города подтянулись довольно быстро.

Скейтпарк уже разваливается, периодически его пытаются чинить. Парк находится довольно далеко от центра города на отшибе, поэтому реально добраться туда могут далеко не все, особенно ребята помладше. Поэтому катаются обычно у себя на районе.

"Туда ездят в основном потусить, катается человек 15, а из них реально что-то учат человек пять. Плюс постоянно мешают кататься, то мамы с колясками, то дети с самокатами, то просто прохожие, срезающие путь. Плохо, что нет ограждения, получилось, что площадка – проходной двор", - говорит Паша.

Скейтпарк маленький, но его можно развиваться дальше и достраивать. Это хорошая идея, считает Паша, строить небольшие скейтпарки, смотреть, катается ли народ и если да, то постепенно их расширять.
Сам себе сварщик
Паша некоторое время покатался в скейтпарке и достиг пика, когда дальше развиваться в этом парке уже невозможно. Поэтому пришлось самому себе делать фигуры и кататься.

"По профессии я сварщик, с детства мечтал им быть и вот стал. Поэтому пошел к себе в гараж и сварил любую нужную фигуру. Гляну схемы в интернете, куплю фанеру, сварю каркас, покрашу – ничего сложного. Но не каждый может построить себе личную фигуру. Это называется "home spot" - домашнее место для катания. Даже ребята просили сделать им трамплин, я сварил, мне не сложно. Храню их тут же – в гараже, где и работаю. Еще до скейтпарка брал фигуры, собирались кампанией, ставили фигуры в центре и катались.

Я могу их вкопать и оставить другим ребятам пользоваться, мне не жалко, просто их украдут. Если забетонировать – дадут штраф. Поэтому они все переносные и складные, достаю, когда надо", - рассказывает Паша.
О местных райдерах и дружбе
Несколько лет Паша катался на ВМХ один, потом в Барановичах появился еще один парень, но довольно быстро бросил.

"Если ребята бросают кататься, многие в кампании на них обижаются. Я считаю, что этого не стоит делать, люди просто пробуют себя. Это не дешевый спорт: кому-то дорого, кому-то тяжело, кому-то здоровье не позволяет, кто-то другое хобби находит. Это нормально", - рассуждает Паша.

Сам он катается уже 15 лет, их них два сезона почти потерял, так как был в армии и кататься мог только в увольнении. За полтора года все, с кем дружил, уже бросили кататься, появились новые ребята. Паше было сложно влиться в новую кампанию.

"Даже сейчас я не катаюсь с нашими ВМХ-ерами. Мы общаемся, но мне 29, а им по 14-16 и у нас взгляды на мир и катание очень разные. Я уже среди райдеров считаюсь стариком. Те, кто катается более 10 лет, уже как древние деды. На сленге нас называют "динозаврами".

У меня есть друг с Москвы, который иногда приезжает. Еще друг из Минска. Так что изредка встречаемся и катаемся вместе. Это райдеры профессионального уровня. Подружился с парнем из Уфы, написал ему и попросил объяснить один из трюков. Скидывал ему видео своих попыток, он объяснял, какие ошибки я делаю. Получились хорошие друзья по переписке. Обидно, что они появляются не в своем городе, а по всему миру", - вздыхает Паша.
Кататься просто для удовольствия
За все время Паша участвовал в соревнованиях всего два раза. Поехал на первые соревнования в Минске в 2007 году.

"Там почти все ребята из Минска, только несколько человек с других городов. Получается, что мы не в равных условиях. Все местные знают фигуры, мне же надо покататься, привыкнуть, а они там постоянно катаются. Конечно, они занимают первые места.

Но на деле меня мало волнуют соревнования, может в подростковом возрасте еще был азарт кому-то что-то доказать. Но даже тогда я приезжал больше по фану: познакомиться с ребятами, пообщаться. Сейчас я катаюсь исключительно ради собственного удовольствия, мне не интересно меряться кто круче. У меня нет к этому отношения как к спорту, это просто способ получить адреналин и веселье", - говорит Паша.

Чем больше людей делают трюки, тем более они популярны. Паше больше нравятся делать то, что эксклюзивно. Некоторые трюки он придумывает сам, правда иногда оказывается, что такой трюк уже существует.

"Но даже если все будут делать один и тот же трюк, у каждого он получится по-разному: у кого-то красивее, у кого-то "грязнее", кто-то сделает так идеально, что аж противно смотреть", – смеется Паша.

Так BMХ стал важной частью жизни Паши. И хотя он уже не катается по шесть часов в день, но все равно даже пары дней без велосипеда представить себе не может.
"Даже мыслей продать велик никогда не было. Как-то подумал, что если все станет так плохо, что кататься уже не смогу, просто повешу его на стену, и он будет висеть как напоминание. Трюки никогда не заканчиваются, тут нет предела для возможностей", - говорит Паша.
Текст – Таня Гендель
Фото, видео – Юлия Романюк
Графика, верстка – Дима Пылыпив
Больше материалов про жизнь райдеров в разных городах Брестской области:
Серия материалов про сообщество райдеров в Бресте: