Мы распознаём свои эмоции, а как быть с другими людьми? Ведь чаще всего эмоции возникают как раз в процессе общения. И тут важно понимать, что чувствуют все участники коммуникации. Стоит ли для распознавания эмоций других учить общие правила мимики и положения тела?
«Чтобы распознавать эмоции окружающих, надо уметь честно распознать эмоции свои. Начинать от другого человека и мимических или физических движений не поможет. Надо честно уметь называть и принимать свои эмоции, даже неприятные», — возвращает нас к началу разговора Виталина.
Для отношений полезно и считывать эмоции, и спрашивать партнёра или собеседника о том, что он: а чувствует.
«Спрашивать — это шаг навстречу партнёру. Это возможность ситуации, когда мы оба слушаем партнёра. Я не навязываю свои догадки. И даю тебе послушать тебя самого ещё раз, и мы вместе слушаем», — говорит Виталина.
Это выделение времени и внимания на важного для нас человека, а затем действия исходя из полученного ответа и алгоритма, который удобен человеку. Тот самый конструктивный диалог, где важно не только спросить, но и услышать ответ и принять его как руководство к действию.
«Догадываться полезно тоже. Например, мы же с животными считываем, можно ли подходить к собачке, которая виляет хвостом, или к той, которая напряжена в холке и рычит. Так и с людьми. Стоит сначала посмотреть, стоит ли вообще идти с вопросами по делу или может сначала бережно спросить, настроен ли человек разговаривать», — подсвечивает Виталина вторую возможность.
Есть наблюдения, что те, кто хорошо умеет распознавать эмоции других людей, лучше чувствуют себя в коллективе и из них получаются лучшие управленцы. Из триады обычного интеллекта, эмоционального интеллекта и профессиональных знаний, для руководителя важнее всего именно эмоциональный интеллект. Он позволяет создать интерес в коллективе, увлечь задачей и отследить, когда пора сделать паузу и отдохнуть.
В обычной жизни развитый эмоциональный интеллект способствует тому, что мы умеем помочь близкому выйти из плохого состояния. Да, каждый сам ответственен за себя, но мы для того и входим в близкие отношения, чтобы в случаях болезни, в других сложных ситуациях получить в том числе и эмоциональную помощь и поддержку.